Быстрые версты России
Е.Кочнев
Как же мало сохранилось до нашего времени свидетельств дорожного хозяйства России! Всего лишь несколько
дошедших до нас постоялых дворов и почтовых станций с единственным в стране "Музеем станционного смотрителя"
недалеко от бывшего Ленинграда. Добавим ещё несколько десятков царских карет в Москве и Санкт-Петербурге, чудом
сохранившихся в перипетиях нашей бурной истории. И настоящим откровением выглядит утверждение, что буквально
по всей европейской части страны разбросаны многочисленные прямые свидетели бурной жизни российских трактов.
Они веками стоят на обочинах дорог и могли бы рассказать, как по ним когда-то катили роскошные экипажы дворянской
знати, шумно мчались извозчики и позванивали колокольчиками почтовые тройки, плелись крестьянские клячи, таща за
собою тяжелый воз. Могли бы они поведать и о новых временах, когда дороги из простых грунтовых становились
асфальтовыми и бетонными, а по ним сначала катились чадящие моторные повозки на высоких колесах со спицами, а
потом - быстрые автомобили.
Но ничего не расскажут нам эти свидетели истории. Ибо это каменные "истуканы", рожденные все видеть, но упорно
молчать. Это старинные верстовые столбы, высеченные века назад из камня и кое-где сохранившиеся до сих пор в
первозданном виде. Сегодня стоят они на оживленных улицах многомиллионных городов, украшают въезды к бывшим
царским дворцам и нынешним музеям, тихо разменивают третье столетие в редких перелесках и возвышаются в
бескрайних и пыльных просторах южных степей. Сколько они повидали в своей жизни! Но никогда мы не узнаем от них
историй о царях и богачах, о революциях и войнах, о каретах и повозках, телегах и автомобилях...
Сегодня на эти свидетельства истории отечества никто не обращает внимания и, не будь они каменными, почти
вечными, мы бы их никогда не увидели. С веками и камень разрушается, вода и лед, ветер и дождь нещадно стирают
высеченные на них цифры и надписи. И все-таки немало верстовых "колонн" ещё живы. Многие представляют собой
настоящие произведения архитектуры прошлого и охраняются государством, иные брошены на произвол судьбы, другие,
деревянные столбы, восстановлены и украшают вход к редким музеям дорожного быта России.
На первых дорогах и караванных путях в доисторические времена через равные промежутки просто складывали кучи
камней, которые указывали расстояние и в первую очередь обозначали дорогу. Есть сведения, что ещё в Древнем
Риме, Египте, Персии, Ассирии измеряли длину дорог. Её определяли в шагах гонцов и отмечали на придорожных
камнях. Уже во II-III вв. нашей эры на дорогах, ведущих из Рима, появились каменные столбы, указывающие
длину пути.
В незапамятные времена огромные каменные колонны устанавливали посреди базарной площади населенных пунктов и
от них вели отсчет пути до соседнего города. Местные власти считали за честь увековечить свои имена на таких
столбах, и до сих пор память о некоторых былых правителях сохранилась лишь на придорожных указателях. Один из них
ныне возвышается в небольшом городке Конин в центральной Польше. Его установили близ костела ещё в 1151г. по
поручению воеводы Петра Влостовича. До сего дня на нем можно прочитать: "Этот дорожный знак точно указывает
центральное место на рыночной площади, от которого начинается дорога до Калиша. Установлен по приказу Петра,
местного воеводы, чтобы указывал с точностью дорогу и чтобы каждый путешественник чтил его память в неустанных
молитвах к господу Богу".
В нашей стране первые обозначения расстояния на трактах относятся к 1589г. когда "Судебник" царя Федора Иоанновича
устанавливал организацию почтовых дорог и ямской перевозки почты. В нем землевладельцам было предписано ставить
на трактах вехи "до тех мест чья земля имеет". В середине XVII в., когда подмосковное село Коломенское стало
загородной резиденцией царя Алексея Михайловича, от него вплоть до Калужской заставы столицы поставили огромные
резные двухсаженные колонны с царским орлом на вершине. От этих каменных четырехметровых "вешек" и пошло
известное выражение "коломенская верста", означающее человека большого роста. Одна из них до сих пор стоит в
парке московского заповедника Коломенское.
В развитии России многое связано с деятельностью Петра I. Именно при нём началось активное дорожное
строительство, и на крупных трактах постепенно стали появляться указатели расстояний, направлений движения и
населенных пунктов. В 1711г. Сенат в указе об обустройстве дорог определил строить на Тульском тракте вместо
мостов объезды, а "где с большой дороги будет объезд на поворотах и на выездах, ставить верстовые столбы".
В ноябре 1724г. Камер-коллегия внесла предложение на основных российских дорогах "поставить версты, столбы
крашеные и подписанные цифирью". Петр I утвердил это предложение, а сам собственноручно добавил, чтобы на
дорогах "...ставить по верстам на перекрестках руки с надписями, куда которая лежит". В 1786г. к этому решению
добавили: "Для обозначения расстояния на каждых 5 верстах или полумиле поставить возвышенные столбы с
надписями, а версты означать только небольшими каменными надолбами с означением чертами числа верст между
полумилями".
В те времена верстовые столбы стояли только на крупных государственных трактах и поэтому они получили название
столбовых дорог. Интересно, что размещались такие знаки неравномерно. Это связано с изменением длины самой
версты, которая в XVII-XVIII вв. определялась в 500, 700 и 1000 саженей, а сама сажень могла колебаться от 1,76 до 2,13
м. С XVIII в. одна верста соответствовала 1066,7 м. Необычно для нас звучит заключение историков о том, что главной
целью установки столбов было не обозначение расстояния, а указание направления самой дороги, для чего они
ставились в непосредственной видимости одна от другой, причем на многих вообще не было указано расстояние. Это
утверждает голландский художник Корнель де Бруин, совершивший путешествие из Москвы до Воронежа в 1702г. По
пути он насчитал 552 красных столба с резным орлом и датой установки "1701 год". А было до Воронежа 472 версты.
В XVIII в. начали ставить дорожные столбы по многим крупным европейским путям сообщения. Например, с 1722г.
в течение 20 лет в Саксонии устанавливались каменные столбы с указаниями расстояния в милях. Их высота иногда
достигала 4-6 м, и они напоминали живописные обелиски с изображениями почтовых рожков, датой установки,
гербами, памятными надписями и даже красивыми барельефами. Сегодня многие такие столбы можно встретить на
дорогах Германии, Франции, Чехии, Словакии, Болгарии и других стран.
В России в последней четверти XVIII в. начинается новая кампания по обустройству проезжих путей. К этому
делу привлекали известных архитекторов, в том числе Н.А.Львова. По заграничному образцу было предложено
обозначать все дороги солидными массивными каменными вехами, но в те времена эта затея оказалась слишком
дорогой и таких столбов успели сделать немного.
Интересную страницу в истории дорожного строительства и оформления трасс вписали безвестные русские
мужики, когда императрица Екатерина II вознамерилась осмотреть свои новые, южные "неведомые земли", недавно
присоединенные к России. В 1787г. она совершила длительное путешествие в Крым. Оно славно в российской истории
тем, что фаворит царицы граф Потемкин, чтобы угодить ей, придумал строить на пути императрицы декоративные
деревни - те самые, "потемкинские",- и посыпать ухабистые дороги солью на многие версты, дабы сгладить их и
уничтожить растительность на проезжей части. Но менее известно, что по указанию Главного почтового двора в
Санкт-Петербурге на пути следования царицы расставили каменные верстовые столбы, так называемые "екатерининские
мили". Сегодня их можно увидеть около поселка Старый Крым и близ ханского дворца в Бахчисарае.
Сохранились каменные столбы-версты и в других местах. В Москве у бывшей Рогожской заставы (ныне площадь
Ильича), откуда уходила дорога на Сибирь, знаменитая Владимирка, стоит массивный высеченный из камня знак
с надписью "От Москвы 2 версты. 1783 года".
В 1770-1780гг. развернулись работы по строительству дорог под Петербургом и в основном на тех путях, по которым
чаще всего ездил царь. Здесь устанавливали настоящие монументы - высокие верстовые столбы, спроектированные
архитектором Антонио Ринальди. Они были двух видов. В черте Санкт-Петербурга, Царского Села и Петергофа стояли
красивые обелиски высотой более 4 м с остроконечной пирамидальной вершиной. На их гранях указывалось
пройденное и оставшееся расстояние, там были даже солнечные часы для путников. Между населенными пунктами
ставили версты пониже и попроще. У них верхняя часть была не остроконечной, как в городах, а скругленной
конической. Сегодня эта череда каменных обелисков-верст - единственная почти полностью сохранившаяся в стране.
Она ведет от набережной реки Фонтанки из Санкт-Петербурга до ворот парка в Царском Селе, где находилась летняя
императорская резиденция. Сохранился верстовой столб и у царского дворца в Петергофе. В Гатчине стоит
известняковая колонна - одна из восьми изготовленных мастером К.Пластининым в 1795г. Это конический обелиск с
декоративной вазой сверху, который специалисты признают "одним из интересных образцов архитектуры малых форм".
В 1805г. был принят государственный указ о типовых верстовых столбах, призванный стандартизировать их по
всей территории России. Верстовой столб должен быть деревянным, с четырьмя срезанными гранями, на которых
со всех сторон ставили цифры, показывающие пройденное расстояние от крупного города или ближайшей почтовой
станции. На каждой из них был "нулевой" столб, а в городах счет пути вели от почтампа. Впоследствии эти версты
часто изменялись, что определялось царскими указами.
В 1817г. Александром I были введены стандартные деревянные верстовые знаки с нанесенными по бокам толстыми
черными полосами. Это были те самые, пушкинские "версты полосаты". "На каждой требовалось означать число верст
только от одной станции до другой, и то одними крупными цифрами, а расстояния до городов и других надписей,
одну лишь пестроту составляющих, вовсе на них не делать". На некоторых таких столбах устанавливали свечки под
деревянным навесиком-крышей, чтобы в плохую погоду путники не заплутали и не потеряли дорогу. Таких недолговечных
деревянных столбов не сохранилось, но перед входом в "Музей станционного смотрителя" в деревне Выра Ленинградской
области можно видеть такое сооружение, сделанное уже в наши дни. Еще один подобный столб стоит на Бородинском
поле под Москвой близ памятника на месте командного пункта фельдмаршала М.И.Кутузова.
В XIX в. столбы часто меняли, улучшали и упрощали. В 1857г. был утвержден "нормальный верстовой столб" высотой
4,5 аршина (3,2 м), круглый, полосатый с четырьмя квадратными табличками с крупными цифрами. Его должно было
ставить на грунтовых возвышеиях, защищенных уложенными сверху камнями и обведенными кругом из белой краски.
Расстояния в сотни метров означались крупными камнями, боковина которых стесывалась и на ней ставили
соответствующие цифры. Их размещали на таких же горочках, как и верстовые столбы. Установка этих указателей
оказалась делом дорогим, хлопотным и довольно кропотливым. Поэтому в 1864г. было высочайше разрешено в качестве
верстовых знаков использовать телеграфные столбы. К ним просто прибивали таблички с нужными цифрами. В 1883г.
на каждой версте необходимо было делать дополнительные надписи, указывающие "в чьем заведывании находится
шоссейная дорога". Было дозволено также изготовление верст из рельсов. На каждой почтовой станции на нулевом
столбе можно было прочитать название населенного пункта и расстояние от ближайшего крупного города или от
столицы. Такой столб можно увидеть сегодня в Киеве на набережной Днепра у здания бывшей почтовой станции.
Подойдя поближе, узнаем, что от нынешнего Санкт-Петербурга до Киева 1132 версты. А казалось - больше.
До революции большинство российских дорог было маркировано верстами, но с переходом на метрическую систему
они оказались ненужными. Сегодня километровые столбы предельно просты и часто лишены цифр. А ещё чаще их
вообще не сыскать по всей дороге. Встречаются они лишь по крупным магистралям, а на прочих такая же редкость,
как хотя бы в XVIII в. А об архитектурных или эстетических достоинствах нынешних "верстовых столбов" говорить
излишне. Единственная в стране трасса, где и сегодня на каждом километре можно увидеть обозначения расстояния,
это легендарная Дорога жизни, ведущая от окраины современного Санкт-Петербурга до поселка Осиновец на берегу
Ладожского озера. Это не просто столбы, а 46 массивных каменных стел со звездой и цифрами километража от города.
Их спроектировал архитектор М.Мейсель в 60-е годы и с тех пор, кажется, ни одного другого более или менее
примечательного километрового знака в стране не появилось. Видно, заботы теперь стали иными.
Источник: "Автомобильный Транспорт", №2, 1992г.
|