"Я изобрел велосипед..."
(Из фондов ленинградских архивов конца века)
"Прошение в департамент торговли и мануфактур Мещанина Исаака Геймана. Я изобрел велосипед, который
приводится в движение тяжестью седла, не требуя содействия ног и рук. Желая получить привилегию на
означенное изобретение, имею честь просить выдать мне таковую на 5 лет. Точное описание этого изобретения,
чертеж и рисунок будут мною предоставлены дополнительно".
Ф.30, оп.3, д.2291, 1891 года
*******
"Министру внутренних дел. Прошение крестьянина деревни Захарьина Новогородской губернии Кирилловского
уезда Бураковской волости Федора Сиепанова Баранова о представлении ему средств на практическое применение
изобретенной им самодвижущейся машины".
Резолюция (л.246): "Оставить без последствия, так как осуществление подобного рода изобретений
представляется частной предпринимательности".
ЦГИА (Центральный государственный исторический архив СССР), ф.20, оп.3, д.2042, л.241
*******
Список привилегий, разрешенных к выдаче Капитану Костовичу Огнеславу на способ изготовления пустотных
из дерева предметов. 24 марта 1884г. выплачено 90 руб.
ЦГИА, ф.20, д.2302
*******
Из письма Огнеслава Костовича цесаревичу Алесандру Алесандровичу:"Моим главным желанием, моей задушевной
мечтою было поехать в общее славянское отечество - Россию".
Центральный государственный архив военно-морского флота. Ф.162, оп.1, д.1811, л.11
*******
"Изобретенная мною рыба-лодка имеет то преимущество, что она может двигаться по любому направлеию:
горизонтально или же вертикально и с быстротою, с какою ещё ни одна подобная лодка не двигалась. В ней
помещаться будут 8 человек, которые в состоянии будут пробыть под водою более 20 часов".
Из письма О.Костовича. Ф.98, оп.1, д.17а, л.21
Резолюция. "Костович доставил в Ученое отделение описание и чертежи проектируемой им подводной рыба-лодки,
причем заявляет, что машина и внутренняя прокладка борта составляет секрет".
(Примечание ред.: Костович засекрктил первый в мире бензиновый ДВС расчетной мощностью 100 л.с.).
Ф.112, оп.1, д.1864, л.7
*******
"Его превосходительству господину начальнику С-Петербургского округа путей сообщений. 16 ноября 1896 года.
Ссылаясь на личный запрос Вашего превосходительства относительно экипажей, приводимых в движение с помощью
керосиновых моторов, имеем честь препроводить Вам описание известных автомобилей Даймлера в Каннштадте.
Экипаж под названием "Daymler-Victoria Wagen" с керосиновым мотором в 4 л.с. обойдется с доставкой
в Петербург и уплатой пошлины 3250 рублей".
ЦГИА, ф.921, оп.95, д.2720
Подготовил Я.Пономарев,
Санкт-Петербург
Источник: "Автомобильный Транспорт", №10, 1991г.
|