Была ли в России автомобильная промышленность?
К. Шляхтинский, Москва
Просматривая литературу по истории отечественного автомобилестроения, нетрудно убедиться: большинство авторов
утверждают, что до революции в России такой отрасли промышленности не существовало. И всё-таки они признают
наличие более двух десятков предприятий, которые в разные годы - с 1896 по 1917 - занимались выпуском
автомобилей.
Это, по меньшей мере, удивительно: заводы были, а промышленности не было. Попробуем разобраться,
в чем тут дело.
Легко заметить, что большинство предприятий, выпускавших автомобили в России, занималось этим нерегулярно и довольно
короткое время. К таким следует отнести завод Лейтнера в Риге, петербургский "Лесснер", московский "Дукс" и другие.
Некоторые заводы занялись автомобилестроением под воздействием сложившейся экономической ситуации и никогда
не делали авто предметом своего основного производства. К ним относятся знаменитый Русско-Балтийский вагонный
завод в Риге, несколько экипажных фабрик, производивших кароссери для "фирменных" шасси. И только
Автомобильный завод И.П. Пузырева можно назвать единственным в стране предприятием, поставившим своей целью
"фабрикацию самодвигателей". Но он перестал существовать уже в 1914г., вскоре после смерти хозяина. Таким
образом, до постройки во время первой мировой войны нескольких автомобильных заводов, в России, действительно,
не было автомобилестроения как отрасли промышленности.
И только война и крайняя нужда в автомобилях для армии заставила российскую буржуазию обратиться к постройке
самоходов. А чтобы не отдавать автостроение на откуп частному капиталу, одновременно с заводами АМО, Лебедева,
"Русский Рено", "Аксай" и филиалом Руссо-Балта, был построен завод казенных самоходов в Мытищах "Бекос". Вновь
построенные предприятия должны были сначала освоить сборку автомобилей из импортных деталей, а затем и
собственное производство, т.е. положить начало новой отрасли промышленности. По разным причинам к периоду
революции эти предприятия оказались только частично готовыми исполнить возложенную на них задачу, а последовавший
после революции экономический хаос сделал их неспособными производить что-либо ещё несколько лет. Именно
эти факты и заставляют исследователей говорить в лучшем случае о том, что до революции в России был заложен
только фундамент отечественного автостроения, а "основное здание" возводилось уже в 30 - 40-е годы.
Сразу же встает вопрос: почему же до начала войны никто не думал о собственном автостроении, за исключением
энтузиастов-одиночек, вроде Пузырева? Да и не думали ли? Возможно, думали, да не смогли претворить в жизнь
своих планов?!
Иллюстрации к статье - из собрания Н.Щербакова
Что нужно для развития той или иной отрасли производства в стране? Пожалуй, ответ на этот вопрос будет довольно
непростым. Но помимо станков, рабочей силы соответствующей квалификации, денежных средств и многих других вещей,
надо отметить и такой фактор, как действительная необходимость продукции этой отрасли для страны. Была ли такая
необходимость в России? Да, была. Об этом свидетельствует рост ввоза автомобилей в страну в начале века. Так,
в 1905г. было ввезено 103, а в 1908г. уже 1365 авто. Но наряду с этим нужно отметить, что большинство перевозок
по суше (если не считать железнодорожных), осуществлялось конной тягой, а большинство сухопутных дорог, даже
общегосударственного значения, было малопригодно для автомобилей. Кроме того, отечественные предприятия имели,
прямо скажем, минимальный опыт постройки автомобилей, строились они в небольшом количестве и были дороже
иностранных. Конечно же, государство должно было бы оказать поддержку нарождающейся новой отрасли и оградить
её от иностранной конкуренции. Для этого и нужно-то было "всего лишь" обложить все ввозимые из-за границы
машины и агрегаты высокой таможенной пошлиной, а станки, необходимые для выпуска самоходов, - низкой.
Кроме того, обеспечить новые предприятия госзаказами и поддержать их при необходимости кредитами.
Но на деле всё было как раз наоборот. Ввозимые в страну авто облагались крайне низкими пошлинами - в среднем 5%
с машины, а станки для их производства - высочайшими пошлинами - 50-70%. Что это - случайная недальновидность,
сознательное уклонение от развития новой перспективной отрасли? Пожалуй, ни то, ни другое. Давайте посмотрим на
все это с другой стороны. Взять те же высокие таможенные пошлины на ввозимые в страну станки, столь нужные для
выпуска деталей и агрегатов автомобилей. Они-то как раз и свидетельствуют о заботе государства о новой отрасли
промышленности, но не автомобильной, а …о станкостроении. И, действительно, конец прошлого - начало нашего
века - был периодом становления отечественного станкостроения. От развития этой отрасли зависело множество других
сфер промышленного производства России. И, естественно, понимая это, государство позаботилось оградить
станкостроительные предприятия от иностранных конкурентов теми мерами, которые и были описаны выше. И навряд ли
кто скажет, что для экономики автостроение было тогда важнее станкостроения! А потому, здраво оценив ситуацию,
и решили подождать с собственными автомобильными заводами до лучших времен и развивать за счет них более нужную
отрасль.
Лучшие времена для автостроения в России наступили только после начала первой мировой войны, да и то не сразу.
Как развивалась ситуация? Автомобиль как фактор военного превосходства выходит на первый план. Заграничные
поставки затруднены - иностранцам не до русских заказов, а что удается достать - крайне дорого. Война - непомерная
ноша для бюджета страны, а покупки машин за рубежом прямо-таки выбивали землю из-под ног финансистов. В этих
условиях и обратилась русская буржуазия к автостроению, надеясь на крупные военные заказы, а, следовательно,
и на прибыли. Последней каплей, повернувшей русскую промышленность лицом к автомобилю, был …высокий процент
убыли конского поголовья, опять-таки в связи с войной. Замены погибшим лошадям в ближайшие годы не предвиделось,
и тут поневоле пришлось налаживать производство автомобилей. Пожалуй, это основные причины того, что
автостроение в России все-таки появилось. Появилось, имея немалый опыт, приобретенный в довоенный период и
за годы войны, имея кадры, имея четкое представление о тех машинах, которые нужны на русских дорогах.
Все, вышеперечисленное позволяет сказать, что в дореволюционной России начала развиваться новая отрасль
промышленности - автомобильная. Правда, со значительным запозданием, но причины этого нам уже понятны.
Опираясь на накопленный опыт, имевшееся оборудование и используя оставшиеся в стране инженерные и рабочие кадры,
после революции удалось организовать отечественное автостроение. Но без той базы, которая была построена до 1917г.,
этот процесс наверняка затянулся бы ещё на долгие годы, если не на десятилетия.
Источник: "Автомобильный Транспорт", №10, 1991г.
|