Главная История Экомобили Автоссылки Контакты
 Индекс Марок

  От A до Z


Возвращение Конюшенного Музея


*******
"Возродим транспортный музей" - так называлась статья Я.Пономарева, опубликованная в нашем журнале в июне 1990г. Эта публикация появилась в то время, когда решалась судьба уникального памятника архитектуры в Ленинграде - дома №2 на Конюшенной площади, возведенного ещё в 1860г. специально для конюшенного (Каретного) музея, первого в России транспортного музея, который действовал более 100 лет и был ликвидирован в 1926г. по чьей-то недоброй воле. Разные были хозяева на Конюшенной площади, и кто только не претендовал на это здание в недавнее время.

Предлагалось даже создать здесь музей балета. И вовсе не название "Конюшенный" помешало поселиться здесь музам танца, а настойчивость ленинградских энтузиастов автомобильной истории, доказавших Ленгорисполкому необходимость оставить автомобилистам их музей, единственный в России. Редакция поддержала усилия ленинградцев своим обращением лично к А.А.Собчаку. И вот сегодня инициатива оргкомитета Музея автомобильного транспорта Ленинграда по воссозданию Конюшенного музея увенчалась успехом. Ленсовет пошел навстречу автомобилистам. Предоставляем слово одному из тех людей, благодаря которым возрождается Конюшенный музеум,- нашему старейшему автору и одному из историков автомобиля, ныне директору малого государственного предприятия "Конюшенный музей" Я.И.Пономареву. Есть теперь в Санкт-Петербурге Музей автомобильного транспорта!

*******


Кто в Ленинграде не был на Конюшенной площади? Не беремся судить о всех ленинградцах, но о ленинградских автотранспортниках можно сказать с уверенностью: почти каждый на ней был. Для них эта площадь - своеобразная Мекка. Отсюда началось транспортное освоение Петербурга. Она стала также средоточием истории российского транспорта. На этой площади раньше были корпуса, и в пятом корпусе был основан первый и единственный в России транспортный музей - Каретный музеум Конюшенного ведомства Двора Его Императорского Величества.

Мы не нашли точную дату основания этого уникального музея, но обнаружили в архивном многотомье документ за 1820г., который был направлен по инстанциям Двора, с просьбой выделить средства на капитальный ремонт музеума. Вот и прикиньте, сколько лет работал музеум до 1820 года? Думается, читатель согласится, что это не десять и не двадцать лет, а почитай полсотни. Следовательно, создание Конюшенного музеума можно отнести если не к шестидесятым, то к семидесятым годам XVIII века.

И когда "вычислишь" эту дату,- а мы надеемся её найти в документах архивов,- то невольно склоняешь голову перед мудростью наших пращуров: почти четверть тысячелетия тому назад они поняли социальную значимость транспорта того времени и создали транспортный музей. Поражаешься и другому. Капитальный ремонт музеума был проведен. Кажется, чего ещё желать? Но вскоре музеум становится общедоступным. Интерес к его экспозициям был настолько велик, что он стал тесен для посетителей. В пятидесятые годы Конюшенное ведомство ставит вопрос о строительстве нового здания для, теперь уже утвердившегося в наименовании, Конюшенного музея. И снова есть основания для серьёзных раздумий. В середине XIX века поняли то, чего не все наши современники понимают: развитие транспорта - это целый пласт общечеловеческой культуры.

Конюшенное ведомство поручило своему архитектору П.С.Садовникову спроектировать специально для транспортного музея новое здание. Какое бы ведомство найти сегодня, которое взялось бы провести ремонт и реставрацию здания? Сложно! В 1857г. П.С.Садовников начал возведение величественного музея-дворца. Ему помогали архитекторы П.П.Дютель, Д.П.Садовников (сын архитектора) и каменных дел мастер Н.Г.Чоликов. Строилось здание три года и почти два года воссоздавалась экспозиция музея.

Экспозиция получилась подстать величественному и торжественному зданию. В ней было что показать и было что посмотреть. От обывательских саней и возков до карет коронованных особ, от простой подковы до раззолоченных попон и сбруй. И всё это выполнено красиво, броско, с умом! Большинство экспонатов - дело рук российских мастеров. Садовников со товарищи продумал всё! Он расположил десять экспозиционных залов на втором этаже, чтобы уберечь экспонаты от петербургской сырости. К залам вели две широкие маршевые лестницы.

Первый этаж музея-дворца был предназначен для хранения придворных карет и карет императорской семьи, служивших для обыденного выезда. Карета для церемониальных выездов находилась в музее и выводилась она по специальному пандусу с поворотным устройством, которые были во дворе музея.

На Конюшенную площадь выходило шестнадцать орнаментированных и полированных ворот из дуба. К сожалению, ни один прохожий, будь то ленинградец или гость города, не увидит ни полировки, ни орнаментов и даже не догадается, что эти ворота сделаны из дуба. Время, а самое главное, наша безответственность перед грядущими поколениями в отношении сохранения памятников культуры, сделали свое черное дело.

Со дня окончания строительства и поныне первый этаж здания служит транспортной базой. Поначалу это была база царя и придворных. В начале века здесь появились первые императорские автомобили. 1912г. принес шумный международный успех российским Руссо-Балтам, что привело их в императорский гараж. С марта 1917г. здесь разместилась автоконюшенная база Временного правительства, а с октября - база Совета Народных Комиссаров. После переезда правительства в Москву здесь была создана Образцовая автоконюшенная база Петрогубсовета. И сегодня первый этаж служит транспорту.

Судьба же помещений самого Конюшенного музея трагична. Самодержавие взлелеяло к себе не просто недовольство, а ненависть. Хранение в Конюшенном музее царской роскоши вызвало бурную реакцию. Закрыть! Ликвидировать! Толпе было невдомек, что она требует ликвидации дела рук рабочих и мастеровых. Не царь и придворные создавали всю эту прелесть! Но об этом тогда не думалось. Начался разгром музея. Более двух тысяч экспонатов было вывезено в Москву.

И все же нашлись силы, которые остановили этот разгром. Но лучший в мире транспортный музей умирал. Его агония продолжалась одиннадцать лет. В 1928г. в его торжественных залах разместился клуб ленинградских автотранспортников имени Садовского, которому история отпустила жизни до октября 1941г.

С конца 1941г. в величавых залах музея-дворца началось нечто несусветное. Ленпрофобр разместил в них тренировочную базу ДСО "Трудовые резервы". В архитектурные тяги великолепных залов музея вколачивались штыри креплений кронштейнов для колец, крючья для волейбольных сеток, для корзин баскетбола. В наборный паркет вгрызались стойки перекладин и крепеж их растяжек. На него с более чем двухметровой высоты ухали тяжелые штанги... А в одном из залов запарили... душевые. И все это бесчинство и издевательство над замечательным памятником культуры продолжалось более сорока лет. Зданию был нанесен непоправимый урон. Для воссоздания архитектурных замыслов Садовникова теперь потребуется не один миллион рублей.

Идея воссоздания Конюшенного музея родилась в середине семидесятых годов. Попытки выселить из помещений музея арендаторов-оккупантов разбивались о неприступную стену командно-административной системы. К тому же, начальник Ленглавпрофобра одновременно был и председателем областной партийной комиссии. Ему все сходило с рук. Не помогло и обращение в правительство РСФСР. Лишь ветры перестройки вымели из музея нежданных "гостей". Уходя, они оставили чудовищный разор.

Для воссоздания Конюшенного музея и организации на его площадях музея автомобильного транспорта прежде всего были необходимы деньги. Город их не имел. Найти спонсоров - трудно. Мы решили создать малое предприятие, чтобы заработать эти деньги. Так и появилось Малое государственное предприятие "Конюшенный музей - Музей автомобильного транспорта" (МГП "Музей"). Сейчас каждый житель Санкт-Петербурга может видеть действительность Великого памятника архитектуры мировой культуры...

Источник: "Автомобильный Транспорт", №11, 1991г.

Главная История Экомобили Автоссылки Контакты
Copyright @ Каталог Марок Автомобилей 2007 - 2011
Все права защищены. Перепечатка материалов - со ссылкой на источник
Hosted by uCoz