Возвращение Конюшенного Музея
*******
"Возродим транспортный музей" - так называлась статья Я.Пономарева, опубликованная в нашем журнале
в июне 1990г. Эта публикация появилась в то время, когда решалась судьба уникального памятника архитектуры
в Ленинграде - дома №2 на Конюшенной площади, возведенного ещё в 1860г. специально для конюшенного
(Каретного) музея, первого в России транспортного музея, который действовал более 100 лет и был
ликвидирован в 1926г. по чьей-то недоброй воле. Разные были хозяева на Конюшенной площади, и кто только
не претендовал на это здание в недавнее время.
Предлагалось даже создать здесь музей балета. И вовсе не название "Конюшенный" помешало поселиться здесь
музам танца, а настойчивость ленинградских энтузиастов автомобильной истории, доказавших Ленгорисполкому
необходимость оставить автомобилистам их музей, единственный в России. Редакция поддержала усилия
ленинградцев своим обращением лично к А.А.Собчаку. И вот сегодня инициатива оргкомитета Музея
автомобильного транспорта Ленинграда по воссозданию Конюшенного музея увенчалась успехом. Ленсовет
пошел навстречу автомобилистам. Предоставляем слово одному из тех людей, благодаря которым возрождается
Конюшенный музеум,- нашему старейшему автору и одному из историков автомобиля, ныне директору малого
государственного предприятия "Конюшенный музей" Я.И.Пономареву. Есть теперь в Санкт-Петербурге Музей
автомобильного транспорта!
*******
Кто в Ленинграде не был на Конюшенной площади? Не беремся судить о всех ленинградцах, но о ленинградских
автотранспортниках можно сказать с уверенностью: почти каждый на ней был. Для них эта площадь - своеобразная
Мекка. Отсюда началось транспортное освоение Петербурга. Она стала также средоточием истории российского
транспорта. На этой площади раньше были корпуса, и в пятом корпусе был основан первый и единственный в России
транспортный музей - Каретный музеум Конюшенного ведомства Двора Его Императорского Величества.
Мы не нашли точную дату основания этого уникального музея, но обнаружили в архивном многотомье документ за
1820г., который был направлен по инстанциям Двора, с просьбой выделить средства на капитальный ремонт музеума.
Вот и прикиньте, сколько лет работал музеум до 1820 года? Думается, читатель согласится, что это не десять и не
двадцать лет, а почитай полсотни. Следовательно, создание Конюшенного музеума можно отнести если не к
шестидесятым, то к семидесятым годам XVIII века.
И когда "вычислишь" эту дату,- а мы надеемся её найти в документах архивов,- то невольно склоняешь голову перед
мудростью наших пращуров: почти четверть тысячелетия тому назад они поняли социальную значимость транспорта
того времени и создали транспортный музей. Поражаешься и другому. Капитальный ремонт музеума был проведен.
Кажется, чего ещё желать? Но вскоре музеум становится общедоступным. Интерес к его экспозициям был настолько
велик, что он стал тесен для посетителей. В пятидесятые годы Конюшенное ведомство ставит вопрос о строительстве
нового здания для, теперь уже утвердившегося в наименовании, Конюшенного музея. И снова есть основания для
серьёзных раздумий. В середине XIX века поняли то, чего не все наши современники понимают: развитие транспорта
- это целый пласт общечеловеческой культуры.
Конюшенное ведомство поручило своему архитектору П.С.Садовникову спроектировать специально для транспортного
музея новое здание. Какое бы ведомство найти сегодня, которое взялось бы провести ремонт и реставрацию здания?
Сложно! В 1857г. П.С.Садовников начал возведение величественного музея-дворца. Ему помогали архитекторы
П.П.Дютель, Д.П.Садовников (сын архитектора) и каменных дел мастер Н.Г.Чоликов. Строилось здание три года и
почти два года воссоздавалась экспозиция музея.
Экспозиция получилась подстать величественному и торжественному зданию. В ней было что показать и было что
посмотреть. От обывательских саней и возков до карет коронованных особ, от простой подковы до раззолоченных
попон и сбруй. И всё это выполнено красиво, броско, с умом! Большинство экспонатов - дело рук российских
мастеров. Садовников со товарищи продумал всё! Он расположил десять экспозиционных залов на втором этаже,
чтобы уберечь экспонаты от петербургской сырости. К залам вели две широкие маршевые лестницы.
Первый этаж музея-дворца был предназначен для хранения придворных карет и карет императорской семьи,
служивших для обыденного выезда. Карета для церемониальных выездов находилась в музее и выводилась она по
специальному пандусу с поворотным устройством, которые были во дворе музея.
На Конюшенную площадь выходило шестнадцать орнаментированных и полированных ворот из дуба. К сожалению, ни
один прохожий, будь то ленинградец или гость города, не увидит ни полировки, ни орнаментов и даже не догадается,
что эти ворота сделаны из дуба. Время, а самое главное, наша безответственность перед грядущими поколениями в
отношении сохранения памятников культуры, сделали свое черное дело.
Со дня окончания строительства и поныне первый этаж здания служит транспортной базой. Поначалу это была база
царя и придворных. В начале века здесь появились первые императорские автомобили. 1912г. принес шумный
международный успех российским Руссо-Балтам, что привело их в императорский гараж. С марта 1917г. здесь
разместилась автоконюшенная база Временного правительства, а с октября - база Совета Народных Комиссаров. После
переезда правительства в Москву здесь была создана Образцовая автоконюшенная база Петрогубсовета. И сегодня
первый этаж служит транспорту.
Судьба же помещений самого Конюшенного музея трагична. Самодержавие взлелеяло к себе не просто недовольство, а
ненависть. Хранение в Конюшенном музее царской роскоши вызвало бурную реакцию. Закрыть! Ликвидировать! Толпе
было невдомек, что она требует ликвидации дела рук рабочих и мастеровых. Не царь и придворные создавали всю
эту прелесть! Но об этом тогда не думалось. Начался разгром музея. Более двух тысяч экспонатов было вывезено
в Москву.
И все же нашлись силы, которые остановили этот разгром. Но лучший в мире транспортный музей умирал. Его агония
продолжалась одиннадцать лет. В 1928г. в его торжественных залах разместился клуб ленинградских
автотранспортников имени Садовского, которому история отпустила жизни до октября 1941г.
С конца 1941г. в величавых залах музея-дворца началось нечто несусветное. Ленпрофобр разместил в них
тренировочную базу ДСО "Трудовые резервы". В архитектурные тяги великолепных залов музея вколачивались штыри
креплений кронштейнов для колец, крючья для волейбольных сеток, для корзин баскетбола. В наборный паркет
вгрызались стойки перекладин и крепеж их растяжек. На него с более чем двухметровой высоты ухали тяжелые
штанги... А в одном из залов запарили... душевые. И все это бесчинство и издевательство над замечательным
памятником культуры продолжалось более сорока лет. Зданию был нанесен непоправимый урон. Для воссоздания
архитектурных замыслов Садовникова теперь потребуется не один миллион рублей.
Идея воссоздания Конюшенного музея родилась в середине семидесятых годов. Попытки выселить из помещений музея
арендаторов-оккупантов разбивались о неприступную стену командно-административной системы. К тому же,
начальник Ленглавпрофобра одновременно был и председателем областной партийной комиссии. Ему все сходило
с рук. Не помогло и обращение в правительство РСФСР. Лишь ветры перестройки вымели из музея нежданных
"гостей". Уходя, они оставили чудовищный разор.
Для воссоздания Конюшенного музея и организации на его площадях музея автомобильного транспорта прежде всего
были необходимы деньги. Город их не имел. Найти спонсоров - трудно. Мы решили создать малое предприятие, чтобы
заработать эти деньги. Так и появилось Малое государственное предприятие "Конюшенный музей - Музей
автомобильного транспорта" (МГП "Музей"). Сейчас каждый житель Санкт-Петербурга может видеть действительность
Великого памятника архитектуры мировой культуры...
Источник: "Автомобильный Транспорт", №11, 1991г.
|