Знакомьтесь - инженер Луцкий
К.Шляхтинский
Среди всемирно известных автомобильных конструкторов начала века достойное место занимает и наш соотечественник
- Борис Григорьевич Луцкий. О нем много писали, но вряд ли кто из историков российского автомобилизма может
сказать, что знает всё о жизни и деятельности этого человека. И как доказательство можно привести следующий факт.
Считается, что фамилия Бориса Григорьевича была Луцко´й,- заглянем в некоторые современные публикации, - хотя
на самом деле она произносилась как Лу´цкий - так значится в некоторых архивных документах. А речь идет явно
об одном и том же лице. Приведем выдержку из рапорта своему руководству русского Военного Агента в Берлине князя
Павла Николаевича Енгалычева, датированного 22 марта (4 апреля) 1900г. и хранящегося в Центральном государственном
военно-историческом архиве СССР: "Русский подданный, инженер Луцкий, получивший техническое образование в Германии
и живущий теперь в Берлине, обратился ко мне с предложением своих изобретений нашему Военному Ведомству". Что
это - описка? Но ведь рапорт - документ официальный, и подобного рода ошибки там недопустимы. Впрочем людям
свойственно ошибаться, даже если они и находятся в должности Военного Агента, или, говоря по-современному,- атташе.
Спросить бы самого Бориса Григорьевича, уж он-то наверняка собственную фамилию произносил правильно. А впрочем...
В том же архиве удалось сыскать бумаги, писанные самим конструктором. И - о, птица удачи! - официальное обращение
Бориса Григорьевича к Енгалычеву. Надо сказать, что подобного рода документы было принято подписывать полным
именем, не ограничиваясь неразборчивым вензелем в конце. Так было и на этот раз. Отчетливо видна подпись: "Борис
Григорьевич Луцкий". Сомнения разрешились окончательно.
Интерес для исследователя представляет между прочим не только подпись, но и само письмо. В нем Луцкий дает
некоторые сведения о себе, и мы имеем редкую возможность воспроизвести основные вехи его биографии. В частности,
он пишет, что родился в Бердянске Таврической губернии. В 1882г. закончил Константиновское реальное училище в
Севастополе и по рекомендации князя Урусова был направлен для продолжения учебы в Германию, где поступил в
Мюнхенский технологический институт. Получив в 1886г. диплом, Луцкий вернулся в Россию, где по его выражению
"отбыл воинскую повинность". Но остаться на родине он не пожелал и возвратился в Мюнхен. Здесь он работал на
заводах Лапдеса и Машиностроительной компании, где "имел случай применить свои познания на практике". В 1888г.
конструктор изобрел и построил новый газовый двигатель и в том же году экспонировал его на Мюнхенской выставке.
Работа его была замечена, и фабрика "Кёберс Айзенверк" в Гамбурге купила Привилегию на его машину, которая
действовала на территории Северной Германии. Для решения всех вопросов, связанных с производством своего детища,
конструктору пришлось переехать в Гамбург, где он прожил два следующих года. По прошествии этого срока его
пригласила на свое предприятие в качестве главного инженера Нюрнбергская машиностроительная компания, купив
предварительно Привилегию на двигатель Луцкого для распространения его в Южной Германии. Так, в двадцатипятилетнем
возрасте Борис Григорьевич стал главным инженером крупнейшего в Южной Германии завода. В 1897г. Луцкому предложили
заняться разработкой автомобилей. Он снова согласился и уже окончательно решил поселиться в Германии, не меняя
при этом подданства. С тех пор автомобили стали главным делом его жизни.
Постоянно эксперементируя с двигателями и совершенствуя конструкцию автомобиля, Луцкий создал вполне
конкурентоспособную машину, о чем свидетельствует Большая золотая медаль Берлинской выставки 1899г. Именно с этого
времени Борис Григорьевич "сосредоточил свою деятельность на изыскании средств к применению автомобилизма к
военному делу". Далее в письме читаем: "Придя в этом вопросе к значительным результатам, я считаю, как русский
подданный, своей святой обязанностью сообщить о таковых..., дабы предложить мои услуги нашему правительству".
Затем следует предложение проекта автомобиля с установленным на нем скорострельным орудием. По мысли автора, это
была 6 - 8-сильная машина с экипажем в 3 человека, способная передвигаться со скоростью до 55 верст в час.
"Устройства самоката так централизованы, что человек может одной рукой управлять и устанавливать скорость
самоката, а другая остается свободной для орудия",- так он описывал возможности новинки, добавляя при этом, что не
исключается и использование на ней прицепа. В заключение Луцкий писал, что у него нет денег на самостоятельную
постройку автомобиля, а иностранных капиталистов он не хотел бы привлекать и поэтому вынужден просить у
правительства денежную субсидию, если, конечно, его предложение заинтересует Военное ведомство. К своему письму
Борис Григорьевич приложил несколько фотографий с изображениями созданных им машин.
Но предложение инженера у Военного ведомства поддержки не нашло.
Дальнейшая деятельность Бориса Григорьевича также связана с Германией. В России его знали мало, настолько
мало, что в вышедшей в самом начале XX века книге М.А.Накашидзе "Автомобиль и его стратегическое и экономическое
значение для России" он назван как "германский инженер Луцкий". Кстати, в виде примера удачного применения
грузовиков автор приводит опыт эксплуатации Морским ведомством грузовика Луцкого при перевозках грузов от
Ижорского завода в Колпино до Петербурга. Происходило это в 1901г. Диковинный тогда в Северной Пальмире грузовоз
запечатлели на фоне Медного всадника. Машина была собственностью Морского ведомства, имела собственный вес
250 пудов и грузоподъемность 300 пудов при скорости до 10 верст в час. При всей необычности нового вида транспорта
он оказался довольно экономичным. Стоимость перевозки груза на расстояние 25 верст обходилась в 1,2 коп. с пуда,
что в пять с лишним раз дешевле конной тяги, и равнялась стоимости перевозок по железной дороге. Выгода была
очевидной, но распространению грузовиков в России мешали два обстоятельства - малое количество самих машин и
плохое состояние дорог.
На фото грузовой автомобиль "Даймлер-Мариенфельде" конструкции Луцкого, принадлежавший Морскому
ведомству, на Сенатской площади в Петербурге. 1901г.
Известно также, что Борис Григорьевич был автором проекта не только автомобилей, но и электромобиля. Машина
его конструкции использовалась на германском почтамте ещё в конце прошлого века (её можно видеть на фото). Не
обошел он вниманием и российский почтамт. Для него был разработан и применялся специальный почтовый автомобиль.
Хотя проект подвижной артиллерийской установки был положен под сукно, это не остановило настойчивого инженера
- он продолжал сотрудничать с русской армией. В 1902г. на маневрах под Курском успешно применялись грузовик и
пассажирский автомобиль его конструкции. Это был первый опыт знакомства с самоходами и их возможностями для
военного применения в России. Тогда Борис Григорьевич вышел с предложением об испытании своих машин в полевых
условиях, во время маневров, обязался за свой счет доставить самодвигатели к месту их проведения, обеспечить
водительскими кадрами и запасными частями. В маневрах, помимо его машин, участвовали и другие. В общем испытания
прошли успешно, но грузовик, будучи очень тяжелым сам по себе, да ещё груженый, сильно портил грунтовые дороги,
а подчас застревал в грязи. Поэтому Военное ведомство и воздержалось от его приобретения. Зато пассажирская
машина оправдала возлагавшиеся на нее надежды и получила самые хвалебные отзывы.
Много и плодотворно сотрудничал Луцкий с немецкой фирмой "Даймлер". Его таланту она отчасти обязана высоким
качеством своей продукции. О дальнейшей жизни конструктора известно мало, сведения о ней отрывочны, часто
неточны. Возможно, что в музее "Мерседес-Бенц" имеются неизвестные нам материалы о периоде его работы на "Даймлере".
Во всяком случае, не надо оставлять надежды на то, что со временем мы подробнее познакомимся с биографией этого
замечательного инженера.
Источник: "Автомобильный Транспорт", №1, 1991г.
|