Главная История Экомобили Автоссылки Контакты
 Индекс Марок

  От A до Z


Автомобильная геральдика старой России


К.Шляхтинский

 Закованные с головы до ног в броню средневековые рыцари, встречаясь в пути, узнавали друг друга по гербам, нарисованным на щитах, знаменах и одеждах. Во времена средневековья геральдика - особая дисциплина по изучению гербов - была уважаема ничуть не меньше, чем философия или, скажем, медицина. Существовали тогда и корпорации геральдов - специалистов по составлению и изучению гербов. Естественно, что гербы составлялись не как Бог на душу положит, а по определенным правилам. По геральдическим законам не могло существовать двух совершенно одинаковых гербов. Все они отличались друг от друга положением, количеством и окраской изображенных фигур и знаков. Каждое дворянское семейство в Европе имело свой герб - и ни один из них не повторял другой. Подражая "благородному сословию", горожане тоже заводили свои гербы, обзаводились ими и корпорации ремесленников - цехи. Объединившиеся мастера одной специальности брали в качестве символа корпорации основной предмет своего ремесла: сапожники - сапог, бочары - бочку, кузнецы - клещи или молот и т.д. Постепенно это стало традицией, дошедшей до наших времен.


Первые союзы автомобилистов-любителей в России не хотели эту традицию нарушать и каждое автомобильное общество имело свою эмблему. Согласно канонам геральдики основой любого герба является щит, на котором изображается сам герб. А вот автомобилисты не всегда придерживались этих правил и часто делали основой своих эмблем колесо или, в крайнем случае,- круг, который, впрочем, тоже его символизировал. Именно с ним мы сталкиваемся на одной из старейших эмблем - эмблеме Российского Автомобильного Общества(1). Внутри круга с надписью "Российское Автомобильное общество.1903" был другой круг с монограммой из букв "РАО", переплетенных между собой. Стилизованное изображение колеса присутствует и в эмблеме "Балтийского Автомобиль и Аэроклуба"(2). Этот клуб объединил в своих рядах любителей быстрого передвижения по земле и над землей. Знаком, который показывает принадлежность его членов к авиации, здесь является пропеллер, а вот орел символизирует стремительность, силу и отвагу. Нижнюю часть эмблемы украшали латинские буквы, обозначавшие сокращение от названия клуба и год основания. Присутствует колесо в том или ином виде и на эмблемах многих других автомобильных обществ - Киевского клуба автомобилистов(3), Южнорусского Автомобильного Клуба в г.Харькове(4), Общества автомобилистов Царства Польского(5), Екатеринославского Автомобильного Клуба (6) и ряда других.


А вот любители автомобильной езды из Санкт-Петербурга отошли от этой традиции и поместили в основу своей эмблемы(7) шестерню, перевитую лентой с надписью: "С.П.Б. Автомобиль Клуб". А чтобы даже неграмотный (но разбирающийся в геральдике) обыватель мог опознать столичную принадлежность этого общества, вверху эмблемы под императорской короной помещался герб Петербурга. Не желали ударить лицом в грязь и их коллеги из Первопрестольной. Эмблемы московских клубов (например, Московского Автомобильного Общества - 8) пестрят колесами, крыльями, стрелами и прочими атрибутами, указывающими на особые скоростные достоинства самодвигателей.


По законам геральдики в случае брака представителей двух дворянских родов составлялся новый герб. В него обычно входили элементы гербов мужа и жены. Именно с такой ситуацией мы сталкиваемся в эмблеме Московского отделения Российского Автомобильного Общества(9). А дело здесь вот в чем. Московский Клуб автомобилистов, организованный в 1900г., имел свою эмблему. В 1908г. он взялся представлять в Москве интересы РАО, оформившегося в 1903г. и тоже имевшего свой герб. Альянс обществ вылился в альянс их эмблем, в чем легко убедиться, взглянув на их общий герб. На нем знающий человек может прочесть как бы краткую историю из жизни этих двух организаций. Кстати, впоследствии Московский Клуб Автомобилистов был переименован в "Первый Русский Автомобильный Клуб в Москве"(10). Изменилась соответственно и его эмблема. Как правило, за изменением названия клуба следовало изменение эмблемы. Так в 1910г. РАО было принято под Высочайшее покровительство и стало называться Императорским. Вслед за этим поменялся и его герб(11). Теперь он состоял из щита, внутри которого был изображен двуглавый орел, очень похожий на "державного". В когтях птица держала венок с надписью "ИРАО". Новый герб отражал новый статус.

Щит лежал и в основе эмблемы Балтийского Автомобиль-Клуба(12). На нем помещались меньшие щитки с изображениями животных.


Рисунки В.Тройниной

Наиболее помпезную эмблему имело Одесское Общество Автомобилистов(13). Здесь в один узел переплелись автомобильные символы, герб самого города и монограмма "ОАО" внизу. И как полная противоположность - простая эмблема Учебной автомобильной роты(15). Очень похожую мы по сей день можем увидеть на погонах воинов- автомобилистов. Но самой необычной следует считать конечно же эмблему Московского Общества Мотористов, существовавшего с 1906г.(14). На ней изображен крылатый... мотоциклетный двигатель.

Не нужно думать, что эмблемы автомобильных клубов имели чисто эстетическое значение, они несли и определенную функциональную нагрузку. На соревнованиях флаг общества часто украшал автомобили участников. На страницах специальной прессы информация о деятельности того или иного общества обязательно подавалась под его эмблемой. А вся документация в самих клубах тоже велась на бумаге с изображением своей эмблемы. Кроме того, каждый член автомобильного клуба имел значок, который был как бы визитной карточкой. На значках, конечно же, были гербы. Кстати, одного предъявления подобной "визитки" было достаточно, чтобы заправить и отремонтировать свою машину на одной из многочисленных станций обслуживания ИРАО, разбросанных по всей стране.

Источник: "Автомобильный Транспорт", №1, 1991г.

Главная История Экомобили Автоссылки Контакты
Copyright @ Каталог Марок Автомобилей 2007 - 2011
Все права защищены. Перепечатка материалов - со ссылкой на источник
Hosted by uCoz